Nokia: R&D и разработка передовых решений для телеком-отрасли
Большинство людей знают Nokia только как марку телефонов. На самом деле, это компания, которая во многом сформировала мировую отрасль телекоммуникаций, входит в топ-3 производителей оборудования для сетей 5G и возглавляет разработку технологий 6G в Европе. В Санкт-Петербурге находится R&D подразделение Nokia, которое занимается созданием инновационных решений для сетей связи 4G/5G. Работа здесь — это современный стек, задачи на передовой технологий и огромные возможности для развития.
Nokia была и остается прежде всего компанией, которая на протяжении десятилетий создавала привычный нам телеком. В 1991 году первый в мире GSM-звонок был сделан по сети, построенной с использованием оборудования Nokia. В 2014 году Nokia вышла из бизнеса по производству мобильных устройств и сосредоточилась на развитии и производстве телекоммуникационного оборудования для сетей связи, в том числе сетей сотовой связи. Компания обладает всеобъемлющим портфелем решений, включая аппаратные и программные решения, для сетей 5G. По оценке Gartner, Nokia входит в топ-3 поставщиков оборудования для сетей 5G. Будущее тоже за Nokia: компания лидирует в области разработок 6G и возглавляет проект Hexa-X по исследованию технологий 6G в Европе.
Крупное R&D-подразделение Nokia (Центр разработки технологий) находится в Санкт-Петербурге, ему уже больше 20 лет, и сейчас оно активно растет: за последние два года в центр пришло более ста новых сотрудников. Команда продолжает расширяться и приглашает специалистов, готовых участвовать в работе над решениями 4G/5G, которые обеспечат высокоскоростную связь для сотен миллионов людей во всем мире.

Разработка для телекома: сложно, интересно, ценно
Одно из главных направлений Центра разработки технологий Nokia — реализация функционала физического уровня (L1) для базовых станций 4G/5G. В петербургском офисе Nokia занимаются архитектурой, проектированием, разработкой и тестированием ПО, а также CI, DevOps и, конечно, исследованиями и созданием прототипов перспективных решений (Proof of Concepts).
Как правило, каждая команда занимается каким-то одним компонентом физического уровня, который отвечает за определенную процедуру, например прием или передачу трафика. Самые частые задачи — разработка и тестирование новой функциональности, оптимизация кода под конкретную процедуру или аппаратную платформу.
Писать и отлаживать ПО нужно под разные архитектуры: х86, ARM, DSP-процессоры. Задачи решаются на современном стеке: прежде всего, С++17 с использованием статических и динамических анализаторов кода (Coverity, SonarQube, Valgrind, Clang Sanitizers). В работе используются Git, Gerrit/GitLab/GitHub, Jira, Jenkins (CI/CD). Действуют процедуры код-ревью, а также тестирование: юнит-, компонентное и модульное, performance- и capacity-тесты, тесты на трафик. Команды разрабатывают встраиваемое (embedded) ПО под системы реального времени, поэтому уделяется особое внимание оптимизации кода, управлению памятью, работе с многопоточностью и достижению максимальной производительности.

«Несколько лет назад нам поставили R&D-задачу: создать прототип базовой станции 5G, в которой функциональность физического уровня будет сделана на General Purpose Processor (ARM) + DSP. Переход на ARM + DSP позволил бы снизить стоимость аппаратной платформы и перевести ПО с VHDL на C++, сделав его более гибким и легко поддерживаемым.
Наша команда написала и отладила сложные алгоритмы по цифровой обработке сигналов на новой платформе, и это был крутой опыт. Например, слоты планирования радиоканала в сети 5G — всего 64–125 микросекунд, поэтому ПО под такие сети имеет высокие требования к производительности. В то же время нужна гибкость, чтобы расширять функционал. Найти баланс между оптимизацией кода и простотой поддержки — сложная и технически интересная задача, и мы ее решили.
В 2018 году мы показали успешный прототип. В 2019-м на его основе была запущена разработка коммерческого продукта, над созданием которого работала уже расширенная команда специалистов Nokia, включая коллег из Финляндии, Польши, Франции, Китая и Германии. В 2021 году базовые станции 4G и 5G, разработанные в рамках данного проекта, были развернуты на сетях различных операторов связи. Они экономичнее, проще в обслуживании и функциональнее, чем их предшественники. Мы продолжаем развивать данный проект: решаем задачи по оптимизации и быстродействию ПО, адаптации и разработке алгоритмов цифровой обработки сигналов, расширяем функциональность, чтобы базовая станция поддерживала еще больше пользователей и еще больше трафика».
Другое важное направление — платформа для построения частных беспроводных сетей 4G/5G, Nokia Digital Automation Cloud (DAC). С ее помощью заводы, аэропорты, университетские кампусы и другие заказчики, у которых есть частные сети, интегрируют свои беспроводные сети с существующими инфраструктурами сетей операторов связи. Команда R&D Nokia в Санкт-Петербурге разработала и развивает для DAC опорную 4G/5G сеть: добавляет и отлаживает новую функциональность, оптимизирует отдельные части продукта. Стек здесь еще более современный: С++ вплоть до 20 версии, Go, K8S, Prometheus, Grafana, Google Test. Контроль качества (ревью, анализ кода, тестирование) аналогичен проектам L1.


«Нам есть чем гордиться. Например, наша команда разработала масштабируемое решение, с которым Edge сервер показал на испытаниях пропускную способность 100 гигабит в секунду. Это рекорд для частных беспроводных сетей! Для бизнес-заказчиков это значит, что сеть, построенная на технологиях Nokia, выдержит даже очень серьезные нагрузки, например, массовое применение AR на производстве при полномасштабном внедрении индустрии 4.0».
У разработки решений для телеком-отрасли своя специфика: нужно не только хорошо владеть C++, но и знать современные стандарты связи (4G/5G), сетевые протоколы, беспроводные сети. Это редкое сочетание компетенций: как правило, в команду приходят специалисты без специального бэкграунда и уже в компании изучают специфику сетей.

«Писать код с первого дня не получается даже у опытных специалистов — нужно сначала изучить стандарты, архитектуру и уже имеющийся код. Чтобы погрузиться в специфику телекома, в среднем нужно полгода-год.
Разобраться в доменной области и конкретном проекте помогает наставник (buddy), а также учебные курсы и материалы. Команда тоже всегда готова подсказать и ответить на вопросы. Но главное — новичок погружается в тему, решая реальные задачи: сначала простые (сборка проекта, небольшой рефакторинг кода с проверкой существующими или новыми тестами), потом — все более и более сложные. Через некоторое время у него уже есть знание современного стека и экспертный бэкграунд в беспроводных сетях. Таких специалистов мало, и они ценятся на ИТ-рынке».

«Три кита» команды: открытость, сплоченность и развитие
Помимо технических знаний и умений, для работы в Nokia важны и так называемые soft skills, то есть личностные навыки. Один из самых важных — это открытость: к новому опыту, к изменениям, к знаниям, к общению, к командной работе. Открытость помогает быстро и качественно адаптироваться в компании, где периодически меняются проекты и подходы, обновляется стек, где важно быть «на волне» и изучать много нового.

«Открытость — это и про высказывание своей точки зрения. Любой вопрос, проблему, идею можно обсудить с начальником или начальником начальника и быстро найти решение. Вот примеры фраз, с которыми может прийти любой сотрудник и быть услышанным: „Скажите, почему мы используем именно этот тул? Посмотрите, этот удобнее. Давайте отпилотируем?“, „А для чего мы делаем эту фичу? Я думаю, что от нее не будет пользы вот по этим причинам“».
Работа распределяется по скрам-командам (scrum teams), в проекте в среднем задействовано более 10 таких команд как из Санкт-Петербурга, так и со всего мира. При этом команды стараются не «тасовать» — это позволяет сработаться друг с другом и быть эффективнее на длинной дистанции.
Для успешной работы в Nokia нужно быть командным игроком: учитывать интересы команды, правильно давать и воспринимать обратную связь, открыто общаться с коллегами даже работая удаленно.
Кроме того, для Nokia важно стремление сотрудника развиваться. Готовность быстро учиться и закрывать пробелы в навыках с точки зрения компании даже важнее, чем текущий уровень знаний.

«Возьмем, например, знание английского языка. Мы взаимодействуем с коллегами со всего мира, и нужен неплохой уровень языка. Но, чтобы успешно пройти собеседование, кандидату достаточно уровня технического английского — писать код и читать спецификации со словарем. Мы ожидаем, что к тому моменту, когда сотруднику потребуется общаться с зарубежными коллегами, он продвинется и с точки зрения владения иностранным языком. А компания предоставляет для этого много возможностей, включая курсы иностранного языка».

Обучение: время для развития и тысячи тренингов
В современной высококонкурентной ИТ-среде вопрос обучения и развития сотрудников — это вопрос успешной работы компании на рынке. Nokia хорошо понимает важность обучения и развития своих специалистов, которые представляют одну из основных ценностей компании, и много инвестирует в этом направлении. Компания рекомендует своим сотрудникам как минимум 10% рабочего времени уделять своему профессиональному и личностному развитию — прохождению тренингов, чтению книг, работе с ментором.
Сотрудник совместно с руководителем решают, что ему нужно прокачать для дальнейшего развития. Это могут быть как стандартные курсы и сертификации (C++, скрам, DevOps), так и специфические для телекома (4G/5G и др.), а также участие в отраслевых конференциях. Например, незадолго до выхода этой статьи сотрудники Nokia посетили Team Lead Conference как слушатели, а C++ Russia — как слушатели и спикеры.
Также в компании Nokia создана мощнейшая система внутреннего обучения. Среди тысячи курсов и тренингов — качественные актуальные курсы по телекоммуникациям: 5G, построению сетей и т.д. Это эксклюзивные тренинги только для специалистов компании. Кроме того, сотрудникам Nokia доступны курсы и материалы от ведущих мировых обучающих порталов.
Кроме того, можно и нужно учиться у коллег. Многие наши профессионалы уже более 20 лет занимаются технологиями связи от 2G до 6G, обладают патентами на решения 5G- и входят в O-RAN и 3GPP (комитеты, которые определяют телекоммуникационные стандарты). Это технические эксперты и архитекторы, участвующие в реальных проектах, и инженеры, которые каждый день работают бок о бок с ними.

Рост в Nokia: ротация, международные вакансии и карьерные коучи
В Nokia есть возможности для развития как в экспертной области, так и в области менеджмента — все зависит от желания и сочетания hard/soft skills сотрудников. Можно переходить из одной области в другую, например, дорасти до ведущего разработчика и перейти в менеджмент. Можно менять направления — перейти из тестирования в разработку, из разработки — в скрам-мастера или DevOps. Варианты могут быть разные.
«Каждый из нас — пример карьерного роста :) Все мы пришли в компанию студентами».
Рост в компании напрямую зависит от той самой открытости, о которой мы уже говорили, а именно от желания узнавать новое, развиваться, меняться, выйти из зоны комфорта и взяться за более сложную задачу, не бояться высказывать свою точку зрения.
Всем сотрудникам компания предоставляет равные возможности для развития:
- В интранете компании публикуются все вакансии Nokia в мире, и каждый сотрудник может откликнуться на любую из них.
- Несколько раз в год сотрудник детально обсуждает планы своего развития с руководителем, и задача менеджера — помогать и поддерживать развитие своего сотрудника. Подобное отношение — это часть культуры Nokia. И это помогает сохранить ценных сотрудников: они меняют роли, функционал, получая поддержку от коллег, растут, оставаясь в компании.
- Если сотрудник хочет изменений, но не представляет, в каком именно направлении двигаться дальше, можно обратиться к коучу внутри компании. А когда путь выбран, можно поработать с ментором, который поможет в развитии необходимых навыков.

Как здесь работается: глобальность, «удаленка» и отличная атмосфера
Не поспоришь, что Nokia — это очень большая компания 😊 И это не только международные проекты и доступ к вакансиям по всему миру, но и, конечно же, возможность командировок и переезда на работу в другую страну.
Командировки практически не ограничены географией и бывают разной длительности. Например, сотрудники петербургского офиса Nokia проходили обучение в Мюнхене, некоторые из них несколько лет работали в Маниле (Филиппины). Сейчас возможности передвижения ограничены из-за COVID-19, но это временные ограничения — так, осенью-2021 несколько человек уже были в командировке в Финляндии.
Переезд на работу в другую страну также возможен, но, скорее, для более опытных сотрудников, которые прекрасно знают компанию и владеют технологиями. Например, некоторые коллеги из офиса в Санкт-Петербурге переехали на работу в Финляндию, Германию и Польшу — там расположены крупные центры разработки Nokia, и обычно открыто много вакансий.
После начала пандемии сотрудники Nokia перешли на дистанционную работу. Когда локдаун закончился, формат удаленной работы остался доступным, хотя по желанию или рабочей необходимости сотрудники выходят в офис. Также сотрудникам может быть доступен гибкий график, то есть чередование работы из офиса и дома.
Компенсационный пакет сотрудников соответствует уровню ведущих ИТ-компаний: ДМС со стоматологией, материальная помощь в определенных жизненных ситуациях, «дотяжка» больничного до оклада, оплата питания. Из необычного — страхование жизни, виртуальный фитнес и психологическая поддержка: консультации психолога для сотрудников и членов семей, а также горячая линия с психологом 24/7. В целом заработная плата Nokia в рынке или выше рынка — многое зависит от сферы деятельности. Есть годовой бонус, который зависит от результатов работы сотрудника и компании, а решение важных задач премируется дополнительно. Ежегодно проходит пересмотр окладов.

«В нашей компании очень комфортно. Здесь культура сотворчества, когда люди вместе заинтересованы в том, чтобы что-то улучшить, искренняя поддержка менеджеров и большой простор для тех, кто хочет развиваться. Я лично знаю людей, которые, перейдя в другую компанию, вернулись в Nokia именно потому, что скучали по нашей атмосфере».
Присоединяйтесь!
Мир стремительно переходит к 5G и уже начинает готовиться к переходу на 6G. Компания Nokia растет, и петербургский R&D-центр Nokia продолжает набирать разработчиков C++, DevOps, тестировщиков, CI-специалистов, скрам-мастеров и тимлидов. Присоединяйтесь, чтобы работать в глобальной ИТ-компании, быть на передовой самых современных технологий и проектировать будущее телекоммуникаций на десятилетия вперед!
