Корпоративное обучение: как сделать его эффективным

Системный рост сотрудников, их обучение необходимым навыкам — одна из важнейших задач бизнеса. Но неправильно выбранное направление учёбы только отнимет время и деньги. Поговорим о том, как избежать подводных камней корпоративного обучения и направить его на пользу компании и работников.

От Hamburger University к корпоративным вузам

Инвестиции в обучение сотрудников — тренд не новый. Первый корпоративный университет появился ещё в 1961 году в США, когда McDonald’s решил внедрять единые стандарты для персонала. А сейчас по всему миру работодатели вкладываются в обучение подчинённых новым навыкам и компетенциям.

По данным НИУ ВШЭ, в 2022 году российские компании на развитие работников 1,8−2% от расходов на персонал.

В чём причины интереса к корпоративному обучению, особенно в цифровой сфере?

  • Эта область знаний быстро обновляется, информацию надо регулярно актуализировать.
  • Стоимость найма работника и время на подбор увеличиваются, сейчас рынок труда — это в первую очередь рынок соискателей. Выгоднее обучать своих сотрудников: это сокращает расходы на найм, повышает лояльность персонала и производительность труда. Обучение, в зависимости от ситуации, может быть как апскиллингом — доучиванием, новыми знаниями внутри своей специальности, так и рескиллингом — переквалификацией в смежную специальность.

Релевантность против формализма

Крупный бизнес может позволить себе создание отдельных корпоративных университетов. Но это сложно и дорого. Многие пытаются создать образовательную среду самостоятельно или делегируют обучение. Но как сделать так, чтобы эффект от обучения положительно отражался на бизнесе?

В первую очередь — понимать, кого, чему и как учить.

Нередко корпоративное обучение сводится к библиотеке — подборке материалов о деловом этикете, дресс-коде и устаревшим статьям по психологии труда. Если среди них и есть что-то полезное, то об этом почти никто не знает.

Обратный вариант — загрузить сотрудников длинными вебинарами, для просмотра которых надо отрывать время от отдыха, личных и семейных дел. Причём никакой обратной связи от спикера слушателям не предполагается. Нельзя задать уточняющие вопросы, разобрать свои ошибки, посоветоваться.

Ещё один распространённый метод — краткосрочные курсы-командировки. Если вы ездили в такие, то понимаете, что за несколько часов в чужом городе при непродуманной организации или жёстком тайминге невозможно получить полезный навык.

Встречаются ситуации, когда сотрудникам преподносят тестирование по результатам обучения как экзамен. Или, ещё того хуже, привязывают результаты обучения к зарплате.

Выбор направления обучения тоже сложен. Часто работодатели отдают повышение квалификации на откуп самому работнику: вот тебе сертификат, поучись чему-нибудь! Или отправляют на все курсы подряд, не задумываясь, какую реальную пользу компании и самому сотруднику это принесёт.

Чтобы корпоративное образование было эффективным, оно должно быть основанным на реальных потребностях бизнеса. А источник знаний должен быть компетентным в навыке, которому он обучает.

Знания Яндекс Практикума — для компаний и сотрудников

С 2020 года Яндекс Практикум активно развивается в b2b-сегменте, помогая бизнесу растить цифровые кадры внутри компании. Компетентность лидеров российского ИТ-рынка, фокус на практике и конкретных целях — то, что выделяет .

Яндекс Практикум — это сервис онлайн-обучения, где каждый может освоить цифровую профессию с нуля или получить новые навыки для дальнейшего профессионального развития.

Сейчас на платформе представлено более 80 обучающих программ по более чем 50 цифровым профессиям.

Практикум готовит аналитиков данных, веб-разработчиков, бэкенд-разработчиков, инженеров по тестированию, специалистов по data science, дизайнеров, маркетологов и управленцев в ИТ.

Отдельное направление Яндекс Практикума — . С помощью сервиса сотрудники могут освоить разные навыки, которые позволят им расти в своей области и решать более сложные задачи бизнеса.

Практикум закрывает все образовательные потребности и делает эффект от обучения видимым на результатах бизнеса, поэтому ему доверяют обучение своих сотрудников более 3000 компаний. Среди них — «Авито», МТС, «Росатом», «Лаборатория Касперского», «Додо Пицца».

В Яндекс Практикуме представлены курсы как для начинающих, так и для опытных специалистов и руководителей по важным для современного бизнеса направлениям:

Культура образования: гибкость, рефлексия, интеграция

В Яндекс Практикуме уверены, что корпоративное образование должно быть полезным, реально отражающимся на результатах работы.

  • Фокус на практических знаниях. Теория замиксована с практическими заданиями: студенты изучают материал, после чего решают на интерактивном тренажёре задачи, которые максимально похожи на то, что им предстоит делать на работе. Такой подход позволяет переносить полученные умения на рабочие задачи сразу после учёбы. Все материалы регулярно обновляются, чтобы знания были актуальными.
  • Прозрачный образовательный процесс. Практикум внимательно следит за успехами студентов: как они справляются с заданиями, насколько активны на вебинарах, какие темы вызывают у них трудности.
  • Поддержка и сопровождение учеников ревьюерами и опытными специалистами-наставниками. Они помогают глубже погружаться в тему и не терять мотивацию на протяжении всего обучения.
  • Обучение интегрировано в рабочий процесс. Удобная организация занятий (асинхронный формат, микролёрнинг и практико-ориентированные задания) позволяет заниматься понемногу каждый день и тут же применять новые скиллы в рабочих задачах.
  • Комьюнити, в котором приятно развиваться. Обучение происходит в поддерживающей среде единомышленников. Студенты и выпускники Практикума — это сотрудники ведущих российских технологических компаний, от финтеха до промышленности. Обучение в группах от 15 до 50 человек, которые начали в одно время. К одногруппникам можно обратиться за помощью, если что-то непонятно, или пообщаться во время цифровой продлёнки, когда студенты одной группы в режиме реального времени разбирают задания с преподавателем.
  • Гибкая и выгодная цена. При необходимости можно разделить оплату за программу между работодателем и сотрудником в любых пропорциях. А ещё в Практикуме действует скидка 10% при обучении более чем 10 человек от одной компании.

Обучение только нужным навыкам — «Грейд» от Яндекс Практикума

Если бизнесу нужно подтянуть точечные навыки команды или конкретного сотрудника и сделать это быстро, обучение должно учитывать уровень знаний работника и слабые места. Для этого Яндекс Практикум разработал обучающую HRtech-платформу .

Обучение начинается с тестирования. После него сотруднику рекомендуют релевантные модули, чтобы он получил только ту информацию, в которой ещё не разбирается. Руководитель и HR-менеджер могут наблюдать за прогрессом подчинённых в личном кабинете «Грейда».

По подписке сотрудники получают доступ к библиотеке коротких курсов (от 20 до 40 часов) по более чем 400 навыкам в программировании, маркетинге, менеджменте и анализе данных. Образовательный контент платформы основан на реальных задачах и кейсах и содержит много практических заданий.

Количество курсов, которое может пройти работник, неограниченно. Приобрести подписку «Грейда» можно даже маленьким командам — от 5 человек.

Корпоративное обучение: как сделать его эффективнымМы работаем с Яндекс Практикумом уже не один год. Сервис зарекомендовал себя как достойная организация с высоким уровнем подготовки и переквалификации сотрудников. Коллеги выделяют структурированную и интересную подачу материала, удобные тренажёры для обучения и приложения для общения, компетентных кураторов. После прохождения курсов и внутреннего анкетирования руководство проводит оценку роста знаний сотрудников с прогрессирующим результатом.
Ольга Грибова, главный специалист отдела организации обучения, ПАО «Промсвязьбанк»

Хотите, чтобы ваши сотрудники всегда владели актуальными навыками и вели компанию к успеху? Учитесь у лучших — учитесь с Яндекс Практикумом.

Реклама. АНО ДПО «Образовательные технологии Яндекса». 18+

К другим статьям