Карьерный рост в 3D-графике: как обеспечить себе будущее на руководящей позиции

Переход в разряд руководителей как основная цель карьерного роста в творческих профессиях имеет ряд своих особенностей, связанных в первую очередь с тем, что в эти профессии люди идут за своей мечтой, порой с некоторой степенью наивности. На всё это накладываются проблемы, связанные с невероятной скоростью прогресса доступных нам инструментов и зачастую небольшим объёмом рынка. Если учитывать довольно жёсткую сегментацию по профессиям, различным стилям, жанрам и направлениям работы, то обнаружится, что в конкретном 3D-направлении на российском рынке работает максимум тысяча человек. Как в таких условиях пробиваться наверх и раньше времени не израсходовать лимит попыток что-то изменить, попробуем разобраться вместе с опытным CG-супервайзером Тимуром Муллаяновым.

Карьерный рост в 3D-графике: как обеспечить себе будущее на руководящей позиции
Тимур Муллаянов

За свою 18-летнюю карьеру во всех возможных сферах 3D-графики я успел одновременно набить множество шишек и весьма преуспеть по некоторым направлениям. Я не всегда стремился руководить командами и долгое время пытался просто быть классным художником. Но так вышло, что с какого-то момента развития индустрия провоцирует сначала делиться опытом, а потом брать на себя ответственность за тех, кто этот опыт впитал. Вся система заинтересована в вашем успехе как руководителя, и вам совсем не нужно идти по головам, специально рваться к власти. Если выработать довольно простые привычки и не останавливаться в своём развитии, то неизбежно всё случится само собой. В этом смысле индустрия 3D-графики уникальна своей справедливостью и открытыми возможностями.

Ошибки, которые украдут у вас годы

Для начала будет полезно пройтись по универсальным пунктам, повествующим об ошибках на пути к тому, чтобы стать лидером. Есть несколько ситуаций, в которых ваша карьера никак не развивается, вне зависимости от приложенных усилий.

Особенности 3D-индустрии, которые нужно понимать

Чем, собственно, наша индустрия так сильно отличается от других?

Главная особенность, из которой вытекают многие сложности и преимущества, — это то, что в индустрию приходит большое количество энтузиастов. А когда люди в индустрию идут за мечтой, а не за деньгами, они неизбежно сталкиваются с конфликтом интересов бизнеса и идеалистического желания творить. Бизнес в большинстве случаев не готов платить за творческие эксперименты и поиски себя. Поэтому работники, не осознающие и не принимающие эту реальность, не переходят из роли исполнителей в роли руководителей. Даже если они невероятно талантливы и незаменимы. Задачи бизнеса должны быть трансформированы в великие цели и вызовы для творческих работников, и наоборот. Хотя, безусловно, нет ничего плохого в том, чтобы быть крутым, востребованным и хорошо оплачиваемым художником и концентрироваться только на удовлетворении своих творческих амбиций.

Следующая особенность — это принципиальная невозможность условно силового давления на работников: нельзя просто накричать или начать угрожать. Работник, который мотивирован своей мечтой, не будет это терпеть ни секунды. При этом талантливые люди в подавляющем своём большинстве совсем не ангелы. И чем талантливее и амбициознее художник, тем меньше ему интересно, что кто-то там думает по поводу задачи клиента, бюджетов и сроков.

На эту сложность накладывается другая специфика всех творческих индустрий. Рынок очень сильно сегментирован, и люди, которые добились успеха в каком-то одном направлении, вряд ли смогут перейти в другую сферу. Если условный рынок 3D-визуализаций интерьеров ещё можно назвать большим и раздробленным, то такие рынки, как реклама, игрострой, брендинг, мало того, что имеют свои подвиды, так ещё и очень тесно переплетены как общими клиентами и площадками дистрибуции, так и сложной сетью переходящих туда-сюда работников.

Например, проработав года три в сфере создания телерекламы, посидев в тематических чатах и на форумах в поисках людей или помощи, вы будете знать практически всех игроков рынка, всех основных лидеров мнений, всех самых заметных и талантливых художников и руководителей. Через этих людей все будут знать вас через одно рукопожатие. Любой желающий сможет навести о вас справки и составить общий портрет вашей карьеры ещё до того, как вы придёте на собеседование в соседнюю компанию. И если вы поссорились с кем-то в одном месте, то во всех следующих местах это будет первый вопрос на обсуждении.

Возможно, этот пункт звучит угрожающе, но не ссориться с людьми из нашей сферы не так уж трудно. Как правило, с определённого уровня вы работаете с очень интересными и талантливыми людьми. И если уметь вовремя взять себя в руки и успокоиться, то всё будет хорошо.

С этими исходными данными можно перейти к рекомендациям, что же нужно делать, чтобы занять руководящую позицию.

Простые правила успеха

Сложности и особенности работы в 3D-индустрии с лихвой компенсируются довольно справедливыми принципами построения рабочих взаимоотношений внутри творческих коллективов. Поэтому, как мне кажется, индустрия сама выталкивает наверх людей, которые обладают рядом необходимых характеристик. Поговорим о них.

Как сохранить лидерские позиции

Стать руководителем и сохраниться в этой роли — задачи разные. Поэтому, пожалуй, стоит рассказать, что помогает оставаться в форме.

Самое простое в теории, но сложное на практике, — это сконцентрироваться на расширении и формировании команды: если вы работаете хорошо, то работы будет становиться больше. Если вы не займётесь расширением команды, то неизбежно рядом с вами вырастет конкурент, который заберёт на себя часть ваших обязанностей и ответственность. И кто знает, как оно пойдёт дальше.

Я, разумеется, не рекомендую вставлять людям палки в колёса, но лучше, если вы сами займётесь расширением своей команды и создадите под своим руководством более сложную разветвлённую систему, внутри которой уже появятся свои новые лидеры, со своими зонами ответственности.

Следующий по важности пункт в моей системе ценностей — это работа только с объективной реальностью. Нельзя позволять себе теоретизировать и прогнозировать будущее на основе своих ощущений и теорий. Если кратко, то любая ситуация существует только в двух вариантах:

  • такое уже было, и вы знаете, как с этим работать, и можете экстраполировать прошлое в будущее;
  • такого ещё не было, поэтому вы не знаете, как процесс пойдёт, и должны сразу заложить риски и придумать, как вы будете экстренно затыкать дыры в проекте, если что-то пойдёт не так.

Самый простой пример: если вы даёте задачу сотруднику, который сотню раз делал похожую 3D-модель, то вы верите, что задача будет выполнена. Если вы даёте задачу новому человеку, даже если его рекомендовали, то вы по умолчанию заранее ищете запасной вариант: кому вы отдадите эту работу в случае провала и сколько времени запаса необходимо заложить в сроки на такое развитие событий. И даже если сроки ограничены, а возможности подстраховаться нет, не стоит надеяться на удачу. Запускайте в работу параллельный процесс на всякий случай.

С этим очень тесно перекликаются следующие рекомендации:

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

К другим статьям