Карьерный рост в 3D-графике: быть «узким» специалистом или универсалом?

Если бы можно было ответить на главный карьерный вопрос в сфере 3D-графики «Кем мне быть?» однозначно, то в профессиональных сообществах давно угасли бы споры на эту тему. Реальность же такова, что, каким бы путём человек ни решил пойти, он в любом случае познает плюсы и минусы своего выбора, а для достижения успеха должен будет приложить массу усилий. Тем не менее в зависимости от личностных и профессиональных особенностей один из упомянутых путей может быть более комфортным, чем другой. Как сделать определяющий карьеру выбор, помогает понять опытный CG-супервайзер Тимур Муллаянов.

С чего начать карьеру в 3D-графике

Прежде всего стоит отметить, что значимых факторов, влияющих на выбор карьерного пути в 3D-графике, не так много. А именно — два.

Фактор № 1. Время

Закономерно, что начать реализовывать первые рабочие проекты получится быстрее, если сосредоточиться на чём-либо одном и развивать свои навыки в выбранном узком направлении. Следовательно, в самом начале карьеры не стоит стремиться к универсальности и «распыляться». Наиболее разумно, на мой взгляд, сначала стать востребованным специалистом под конкретную позицию, а затем, оказавшись внутри профессиональной среды, принимать решение о необходимости или отсутствии таковой становиться «универсалом».

По этой же причине довольно безрассудным представляется выбор начать свой путь в профессию с курса из серии 3D-generalist или VFX-Artist. Дело в том, что даже на самых стартовых позициях (стажёр или джуниор) вакансии такого рода подразумевают наличие большого багажа знаний из разных сфер, причём на таком уровне, чтобы это было применимо в коммерческом 3D-производстве. Разумнее стартовать с получения навыков в таких областях, как, например, Cleanup или Hard-Surface моделирование — здесь получится быстро дойти до понимания, как работать, и начать зарабатывать.

Фактор № 2. Наличие желания заниматься конкретным делом

Если у человека есть мечта анимировать персонажей для полнометражного кино, то очевидно, что именно на анимации ему и следует специализироваться. Хотя этот вариант тоже подразумевает наличие каких-либо знаний в смежных областях, в плане стратегии развития карьеры всё довольно просто.

Сложнее, если он ещё не понял, чему хочет посвятить свою жизнь. В этом случае есть риск попасть в ловушку поиска «призвания». Существует распространённое заблуждение, что если человек не знает, что он хочет, то ему надо пробовать множество различных направлений — и тогда методом проб и ошибок можно в конечном итоге обнаружить «верный» путь и почувствовать себя успешным и самореализовавшимся. На практике же это приносит лишь проблемы, ведь чувство успеха и реализации, как и то самое ощущение «это точно моё», является следствием каких-либо уже имеющихся существенных достижений и признания со стороны. Таким образом буквально невозможно получить ощущение того, что эта работа является «призванием», не достигнув достаточно высокого уровня в ней.

Итого есть два пути в самом начале:

Личностные особенности, которые стоит учесть

Когда человек стартует в профессии, через непродолжительное время на арену выходят его личностные особенности. Отмахнуться от них и не обращать внимания, безусловно, можно. Но это прямой путь к выгоранию и ненависти к своей работе. Поэтому при определении своего дальнейшего карьерного пути в контексте «быть узким специалистом или универсалом» лучше учесть ряд моментов, приведённых ниже, и посмотреть, что из этого вам больше откликается:

Коррективы со стороны ИИ

Следует также немного прояснить ситуацию в контексте именно 3D-производства. Интуитивно может показаться, что развитые нейронные сети очень скоро вытеснят узких специалистов, так как их легко заточить под конкретные задачи. Но текущая практика заключается в том, что чем про более узкую специальность мы говорим, тем сложнее под неё сделать качественную нейронку. В этом смысле следует исходить из ответа на вопрос: «Существует ли возможность собрать огромный качественный дата-сет под эту задачу?» Так, к примеру, 2D-художники первыми столкнулись с натиском ИИ по причине того, что у человечества есть невероятное количество рисунков на любую тему и в любом стиле. Можно ли такое сказать про 3D-моделирование качественных деталей для автомобильной техники? Безусловно, существует много CAD-чертежей и фотографий реальных деталей, с правильными текстурами, фасками, следами литья или обработки. Но суть в том, что человек достаточно легко может сопоставить чертёж с фотографиями и понять, как сделать 3D-модель, а вот создать объёмный дата-сет для такой задачи крайне дорого и долго. Поэтому вряд ли в ближайшее время этим будут заниматься.

Примерно так же это работает и с «универсальными специалистами». Под какие-то задачи у человечества уже есть большие дата-сеты, а под какие-то — нет. Так, например, заменить человека, умеющего делать всё понемногу, но среднего качества, — довольно просто. А человека, обладающего широкой экспертизой и умеющего объединять в своей работе результаты труда других людей, — нет.

Вывод, который поможет определиться с выбором

Следовательно, уверенно можно сказать, что не стоит тратить свои время и силы, пытаясь научиться делать всё подряд. Эта стратегия утопична и быстро зайдёт в тупик. Или, точнее, быстро найдёт свой потолок. Хорошим клиентам и работодателям нужны либо те, кто может на высоком уровне реализовать какую-либо конкретную задачу, либо те, кто организует их совмещение и управление. Никому не будет интересно очень разнообразное, состоящее из посредственных работ портфолио. Таких универсалов любят лишь в маленьких региональных рекламных агентствах либо на фриланс-биржах. Но уровень оплаты труда и амбициозности проектов будет соответствующий. В остальных случаях всё зависит от обстоятельств и особенностей каждой конкретной личности.

К другим статьям