Считать чужие деньги: что делает C&B-менеджер и как им стать

«Какая у вас зарплата?» Не самый комфортный и приличный вопрос, согласитесь? А ведь есть люди, которые жонглируют темой зарплат, бонусов и премиальных программ в абсолютно рутинном режиме. В этом материале вы узнаете про тех, кому по должностной инструкции буквально положено считать чужие деньги, — это эксперты в области C&B.

Ирина Берг
Ирина Берг
карьерный консультант, руководитель HR-проектов

C&B — что это?

Вообще направление C&B — это одна из функций в HR, отвечающая за выстраивание систем мотивации и компенсаций сотрудников. Расшифровывается данный термин как Compensation & Benefits (компенсации и льготы). Сотрудники данной команды могут готовить аналитику рынка труда, рассчитывать премии и бонусы и разрабатывать системы грейдов. Деятельность находится на стыке методологии, финансов и организационного дизайна. Как правило, эксперты в области C&B работают в HR-команде, но встречаются ситуации, когда эту работу выполняет финансовый отдел или бухгалтерия, а также отдел организационного развития.

Чем конкретно занимается С&B?

Вот реальный пример задач, опубликованный в одной из вакансий на hh.ru:

Считать чужие деньги: что делает C&B-менеджер и как им стать

Какие вообще задачи могут входить в зону ответственности C&B-эксперта?

  • Подготовка аналитических отчётов по уровню вознаграждения сотрудников — как российских, так и международных.
  • Формирование и управление социальным пакетом для сотрудников льготы, компенсации, страхование.
  • Планирование фонда оплаты труда. Управление совокупным доходом сотрудников компании.
  • Внедрение и менеджмент системы грейдов.
  • Организационный дизайн: разработка оргструктур, распределение функционала.
  • Управление результативностью.

Какие знания нужны для работы?

Как правило, компании выдвигают следующие требования к опыту и знаниям C&B-экспертов:

  • Основы финансового планирования и финансовый менеджмент.
  • Экономика труда.
  • Опыт работы с Excel на уровне продвинутого пользователя.
  • Понимание лучших практик в области C&B по направлениям: организации систем грейдов, оценки должностей, тарифной системы оплаты труда.
  • Понимание типологии организационных структур.
  • Понимание классификации бизнес-процессов.
  • Знание трудового и налогового законодательства.
  • Умение готовить презентации и защищать предложенные программы на языке цифр и аналитики.

Как попасть в C&B?

  1. На стартовую позицию в это направление можно прийти прямо с вузовской скамьи, особенно если ваше образование связано со следующими темами: экономика труда, управление персоналом или финансовый менеджмент. Конечно, на первых порах не стоит рассчитывать, что вам доверят разрабатывать систему грейдов или формировать HR-бюджет, но первоначальный опыт вы получите.
  2. Из консалтинга: так называемый переход в in-house. Преимуществом для вас станет то, что ранее вы перемещались от проекта к проекту, а здесь есть возможность находить решения или внедрять их в одной конкретной компании, исходя из запросов топ-менеджмента.
  3. Внутренний переход из HR или финансового блока: часто компании с удовольствием рассматривают внутренних кандидатов, при учёте, что те готовы восполнить свои пробелы в знаниях.

C&B глазами C&B

А вот что рассказывает менеджер с 5-летним опытом работы в C&B-направлении, Валерия Бабич, Total Rewards Team Lead (международная ИТ-компания):

— Вы всегда работали в C&B или это был карьерный переход? Как вообще попадают в C&B?

Наверно, мне повезло. Но я сразу попала в C&B-департамент, где были представлены все направления. Благодаря этому я смогла понять, что мне нравится работать с бенефитами, а анализ данных меня утомляет. Но чаще в C&B всё-таки приходят из других направлений.

— Что вы больше всего любите в профессии C&B-менеджера? А что для вас наименее любимое, но к этому тоже нужно быть готовым?

Больше всего я люблю разнообразие. Если я хочу, то могу направить своё внимание на задачи, которые требуют взаимодействия с коллегами. Или, наоборот, погрузиться в таблицы. Ещё мне нравится, что C&B сочетает в себе заботу о сотрудниках, а не только сухие цифры. В этой сфере нужно смотреть на задачи под разным углом. Лично я не люблю аналитику. Но без неё в C&B никуда. Поэтому нужно быть к этому готовым.

— Что посоветуете тем, кто делает первые шаги в этой профессии? Есть ли какие-то подводные камни, которые стоит учитывать, когда ты только привыкаешь к новой роли?

Советую глубже погружаться в процессы, задачи и проекты. Очень важно развивать helicopter view, когда ты можешь посмотреть на ситуацию с разных сторон и выстроить взаимосвязи. Например, как повлияет то или иное решение, кого оно может затронуть. Из хард-скилов точно нужно уметь работать с таблицами и Excel.

Спросили Наталью Николаеву, менеджера C&B-программ с опытом работы более 10 лет, к чему нужно быть готовым тем, кто переходит в C&B-направление.

— «Парадная» сторона профессии — это разнообразные задачи, много общения с бизнесом и проектная работа. На что важно обратить внимание тем, кто делает первые шаги в этом направлении?

Во-первых, важно уметь аргументировать свою точку зрения. Если мы берём мало-мальски значимый проект, это всегда будет касаться денег. А значит, нужно будет представлять обоснования, доказывать верность подхода и т. п. Из софт-скилов я бы точно посоветовала развивать навыки убеждения — это точно пригодится. Во-вторых, важно разделять потребности компании и предлагаемые инициативы. Когда я только начинала свою карьеру, очень переживала за проекты, сделанные в стол. И только сейчас я понимаю, что большие изменения требуют времени. Это не значит, что я и мои коллеги плохо сделали свою работу, — возможно, это будет востребовано через год или два, как часто случалось. Также я бы очень советовала научиться делать красивые презентации — хорошие идеи важно правильно представить и донести. Люди, с которыми я работаю, перегружены задачами. Поэтому я заранее думаю о том, как буквально в 3–4 слайдах передать суть своего предложения. И третье — важно развивать «насмотренность»: какие подходы получают распространение, какие есть лучшие практики, а что, наоборот, уходит в прошлое.

— Как вы видите своё дальнейшее развитие?

Честно сказать, мне пока нравится то, чем я занимаюсь сейчас. О будущем не задумываюсь! Мне кажется, наша профессия хороша тем, что находится на стыке HR и финансов, а ещё помогает налаживать связи с другими руководителями компании. Если говорить про вертикальный рост, то я видела уже несколько примеров роста до позиции директора по персоналу. Кроме того, успешный C&B-менеджер, обладающий авторитетом среди топ-менеджмента, вполне может вырасти до роли операционного директора. Вот эти два вектора в дальнейшем будут мне интересны.

Подсказки для тех, кому интересно развитие в области C&B

  1. Эта профессия подойдёт, если вам интересна сфера HR, но при этом вы «дружите» с цифрами, аналитикой и большими массивами данных.
  2. 3 самых распространённых способа перейти в C&B: занять стартовую позицию после вуза; внутренний перевод из HR-функции или финансов; переход из консалтинга в in-house.
  3. 2 кита, на которых держится функционал C&B: работа с Excel и презентация полученных данных (в виде отчётов, программ и инициатив). Очень важно, помимо этого, уметь смотреть на задачи с разных сторон (например, с позиции сотрудников, топ-менеджмента и акционеров, инвесторов), а также уметь аргументированно доносить свою точку зрения.

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru

К другим статьям