«Я вас не слышу»: как людям с инвалидностью работается в такси

22 марта — Международный день таксиста. В этот день в 1907 году в мире появились первые автомобили, оснащённые таксиметрами — они показывали пройденное расстояние, на основании которого рассчитывалась плата за поездку. Сегодня профессия таксиста — одна из популярных в России, с самым высоким доходом среди рабочих специальностей. Её привлекательность ещё и в инклюзивности — работа водителем такси доступна, например, для людей с инвалидностью по слуху. О них и поговорим.

Сергей Пустовойтов
Сергей Пустовойтов
автор статей

Карина Прусакова с виду обычный водитель. Она улыбается, когда вы садитесь в машину. Останавливается перед красным сигналом светофора. Аккуратно притормаживает перед «зеброй». Но Карина вас не слышит. Она родилась обычной девочкой. Но однажды у неё поднялась высокая температура. Приехали врачи, сделали укол, однако антибиотик дал серьёзный побочный эффект — девочка оглохла. Ей дали инвалидность по слуху и назначили пенсию...

Карина некоторое время жила в Польше. Работала в компании по производству детских пустышек и игрушек, в службе доставки онлайн-магазина ортопедических товаров. Вернувшись в Россию, столкнулась со сложностями, через которые проходит большинство людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): отказ в трудоустройстве, низкоквалифицированная работа, мизерная оплата труда. Уже много лет государство гарантирует содействие в поиске работы людям с инвалидностью и обязывает работодателя выделять им часть рабочих мест: при численности организации от 100 человек квота должна составлять от 2 до 4%, при 35–100 сотрудниках — до 3%. Но инклюзивный найм в нашей стране пока только становится частью социального пейзажа, хотя любой специалист, знакомый с инклюзией изнутри, скажет: работа для людей с низкими стартовыми возможностями крайне важна.

Работа для каждого человека — огромная и важная часть жизни. Она связана не только с необходимостью финансово обеспечить собственное существование, но, прежде всего, направлена на удовлетворение самой главной человеческой потребности — быть нужным другим людям. Труд позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром, фактически придавая смысл нашему существованию. Вне зависимости от наличия каких-либо ограничений, физических или ментальных, мы хотим быть значимыми: для себя, для близких, для своего города и страны. Мы хотим заниматься настоящим делом и получать от этого удовлетворение. Если у нас это получается, то многие наши проблемы отодвигаются на второй план. Работа как раз и даёт возможность не чувствовать себя инвалидами. Но, несмотря на масштабное обсуждение темы инклюзии в обществе, в трудовых отношениях мы видим её лишь точечно. Рынок труда недостаточно гибок, даже несмотря на острый дефицит кадров во всех отраслях экономики.
Михаил Осокин, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, директор по региональному развитию

Перевести инклюзивное трудоустройство на новый уровень мешают стойкие мифы: низкий уровень адаптации, возможное неприятие коллективом, сложности с увольнением даже в случае нарушения трудовых обязательств, частые больничные. Но они зачастую имеют мало общего с реальностью.

Если спросить усреднённого работодателя, готов ли он взять на работу человека с инвалидностью, он сразу задумается. Человек с инвалидностью представляется сотрудником с низкой производительностью и невысоким качеством труда. Но производительность зависит от организации труда, а бездельников достаточно и среди людей с эталонным здоровьем. Из собственного опыта могу сказать, что чем выше квалификация сотрудника, тем меньше влияет на качество его труда состояние здоровья. Есть и ещё одна проблема — коммуникация: работодатели зачастую боятся людей с инвалидностью, не знают, как с ними общаться, нанимателю могут быть непонятны реакции соискателя, работодатель боится обидеть, задеть человека с ОВЗ. Навык практического общения с людьми с инвалидностью есть не у всех, а вот страхи распространены.
Михаил Осокин, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, директор по региональному развитию

На момент выхода этого материала на hh.ru размещено более 40 000 вакансий, доступных соискателям с инвалидностью. Из них получаются отличные разработчики, официанты, менеджеры по продажам, операторы колл-центров, инженеры техподдержки. И наконец, таксисты. Важно заметить, что инвалиды по слуху имеют управлять легковыми автомобилями, мотоциклами, автобусами, трамваями и троллейбусами. Карина Прусакова уже несколько лет выходит на линию. Рассказывает: «Однажды я услышала, что в такси можно получать приличные деньги. Решила попробовать, и оказалось, что это действительно так».

/

Карина выполняет поездки с приложением Яндекс Про, где есть специальные возможности для людей с нарушениями слуха. Яндекс с 2018 года адаптирует водительское приложение для слабослышащих водителей, чтобы максимально упростить коммуникацию между ними и пассажирами. Когда поступает новый заказ, вместо подачи звукового сигнала её телефон начинает вибрировать, а экран — мигать. Система также информирует пассажиров, что на заказ едет глухой или слабослышащий водитель, и отключает возможность звонка. Машины оснащены специальными подголовниками с надписью «Глухой или слабослышащий водитель», а также карточками, которые помогут обратиться к нему с просьбой и быстро решить возможные вопросы (открыть окно, включить кондиционер, уточнить, есть ли зарядка, и т. д). Карине нельзя позвонить, но можно написать в чат. Важно: читают и отвечают водители только во время остановок.

Проблема в том, что многие пропускают в приложении эту информацию и, когда приезжает такси, проходят практически через все стадии принятия неизбежного: гнев («Почему со мной не поздоровались?»), депрессия («А водитель услышит машины со спецсигналами?», «Как ему показать более короткий путь?»), принятие («Хм, а даже хорошо, что водитель не мешает разговорами и не слушает музыку»).

Если пассажир не пугается того, что я не слышу, мы можем нормально общаться с помощью заметок в телефоне, в чате в приложении или переговариваться с помощью жестов. Но бывают люди, которые считают, что глухой человек не может нормально водить машину. Вот с такими людьми трудно контактировать.
Карина Прусакова, водитель такси

Сегодня к Яндекс Go подключено более 1800 глухих или слабослышащих таксистов. Условия стандартные, вся информация собрана на , включая ответы на самые важные вопросы: «Есть ли поддержка для водителей с нарушениями слуха?», «Как выбрать, в какой таксопарк трудоустроиться?», «Каким может быть доход?». Отдельно выделен специализированных таксопарков, которые работают только с глухими водителями. А чтобы было проще воспринимать информацию, лендинг по онбордингу переведён на русский жестовый язык (РЖЯ).

Принимая инклюзивный подход, мы заведомо говорим о том, что мир устроен сложно, а люди — не стандартные винтики. Жить в таком мире не просто, но он полон фантастических возможностей и разнообразия. Инклюзивность — это вопрос культуры восприятия других людей и зрелости социума. Переход к такому состоянию не происходит молниеносно. Общество в целом, работодателей и работников нужно воспитывать. Этому помогут истории успеха и достижений людей с инвалидностью. Рассказы о выгодах, которую получили работодатели от трудоустройства соискателей с ОВЗ. Так шаг за шагом мы сможем изменить социум, и каждый человек с инвалидностью получит возможность трудиться и быть нужным.
Михаил Осокин, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, директор по региональному развитию

По данным опроса Яндекс Go, проведённого осенью 2023 года, 70% водителей с нарушениями слуха назвали работу в такси своей первой занятостью. Они очень заинтересованы в сотрудничестве с сервисом, у них высокая мотивация. Во-первых, гибкий график. Это важно для тех, у кого семья и маленькие дети — отвезти в садик, забрать из школы. Во-вторых, заработок. Людям с нарушением слуха сложнее найти постоянный доход, который бы позволял содержать и себя, и семью.

Я сама составляю свой рабочий график и могу выходить на смену, когда мне удобно. Мне нравится ощущать свою независимость.
Карина Прусакова, водитель такси