«Я вас не слышу»: как людям с инвалидностью работается в такси
22 марта — Международный день таксиста. В этот день в 1907 году в мире появились первые автомобили, оснащённые таксиметрами — они показывали пройденное расстояние, на основании которого рассчитывалась плата за поездку. Сегодня профессия таксиста — одна из популярных в России, с самым высоким доходом среди рабочих специальностей. Её привлекательность ещё и в инклюзивности — работа водителем такси доступна, например, для людей с инвалидностью по слуху. О них и поговорим.
Карина Прусакова с виду обычный водитель. Она улыбается, когда вы садитесь в машину. Останавливается перед красным сигналом светофора. Аккуратно притормаживает перед «зеброй». Но Карина вас не слышит. Она родилась обычной девочкой. Но однажды у неё поднялась высокая температура. Приехали врачи, сделали укол, однако антибиотик дал серьёзный побочный эффект — девочка оглохла. Ей дали инвалидность по слуху и назначили пенсию...
Карина некоторое время жила в Польше. Работала в компании по производству детских пустышек и игрушек, в службе доставки онлайн-магазина ортопедических товаров. Вернувшись в Россию, столкнулась со сложностями, через которые проходит большинство людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): отказ в трудоустройстве, низкоквалифицированная работа, мизерная оплата труда. Уже много лет государство гарантирует содействие в поиске работы людям с инвалидностью и обязывает работодателя выделять им часть рабочих мест: при численности организации от 100 человек квота должна составлять от 2 до 4%, при 35–100 сотрудниках — до 3%. Но инклюзивный найм в нашей стране пока только становится частью социального пейзажа, хотя любой специалист, знакомый с инклюзией изнутри, скажет: работа для людей с низкими стартовыми возможностями крайне важна.
Работа для каждого человека — огромная и важная часть жизни. Она связана не только с необходимостью финансово обеспечить собственное существование, но, прежде всего, направлена на удовлетворение самой главной человеческой потребности — быть нужным другим людям. Труд позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром, фактически придавая смысл нашему существованию. Вне зависимости от наличия каких-либо ограничений, физических или ментальных, мы хотим быть значимыми: для себя, для близких, для своего города и страны. Мы хотим заниматься настоящим делом и получать от этого удовлетворение. Если у нас это получается, то многие наши проблемы отодвигаются на второй план. Работа как раз и даёт возможность не чувствовать себя инвалидами. Но, несмотря на масштабное обсуждение темы инклюзии в обществе, в трудовых отношениях мы видим её лишь точечно. Рынок труда недостаточно гибок, даже несмотря на острый дефицит кадров во всех отраслях экономики.
Перевести инклюзивное трудоустройство на новый уровень мешают стойкие мифы: низкий уровень адаптации, возможное неприятие коллективом, сложности с увольнением даже в случае нарушения трудовых обязательств, частые больничные. Но они зачастую имеют мало общего с реальностью.
Если спросить усреднённого работодателя, готов ли он взять на работу человека с инвалидностью, он сразу задумается. Человек с инвалидностью представляется сотрудником с низкой производительностью и невысоким качеством труда. Но производительность зависит от организации труда, а бездельников достаточно и среди людей с эталонным здоровьем. Из собственного опыта могу сказать, что чем выше квалификация сотрудника, тем меньше влияет на качество его труда состояние здоровья. Есть и ещё одна проблема — коммуникация: работодатели зачастую боятся людей с инвалидностью, не знают, как с ними общаться, нанимателю могут быть непонятны реакции соискателя, работодатель боится обидеть, задеть человека с ОВЗ. Навык практического общения с людьми с инвалидностью есть не у всех, а вот страхи распространены.
На момент выхода этого материала на hh.ru размещено более 40 000 вакансий, доступных соискателям с инвалидностью. Из них получаются отличные разработчики, официанты, менеджеры по продажам, операторы колл-центров, инженеры техподдержки. И наконец, таксисты. Важно заметить, что инвалиды по слуху имеют управлять легковыми автомобилями, мотоциклами, автобусами, трамваями и троллейбусами. Карина Прусакова уже несколько лет выходит на линию. Рассказывает: «Однажды я услышала, что в такси можно получать приличные деньги. Решила попробовать, и оказалось, что это действительно так».
Карина выполняет поездки с приложением Яндекс Про, где есть специальные возможности для людей с нарушениями слуха. Яндекс с 2018 года адаптирует водительское приложение для слабослышащих водителей, чтобы максимально упростить коммуникацию между ними и пассажирами. Когда поступает новый заказ, вместо подачи звукового сигнала её телефон начинает вибрировать, а экран — мигать. Система также информирует пассажиров, что на заказ едет глухой или слабослышащий водитель, и отключает возможность звонка. Машины оснащены специальными подголовниками с надписью «Глухой или слабослышащий водитель», а также карточками, которые помогут обратиться к нему с просьбой и быстро решить возможные вопросы (открыть окно, включить кондиционер, уточнить, есть ли зарядка, и т. д). Карине нельзя позвонить, но можно написать в чат. Важно: читают и отвечают водители только во время остановок.
Проблема в том, что многие пропускают в приложении эту информацию и, когда приезжает такси, проходят практически через все стадии принятия неизбежного: гнев («Почему со мной не поздоровались?»), депрессия («А водитель услышит машины со спецсигналами?», «Как ему показать более короткий путь?»), принятие («Хм, а даже хорошо, что водитель не мешает разговорами и не слушает музыку»).
Если пассажир не пугается того, что я не слышу, мы можем нормально общаться с помощью заметок в телефоне, в чате в приложении или переговариваться с помощью жестов. Но бывают люди, которые считают, что глухой человек не может нормально водить машину. Вот с такими людьми трудно контактировать.
Сегодня к Яндекс Go подключено более 1800 глухих или слабослышащих таксистов. Условия стандартные, вся информация собрана на , включая ответы на самые важные вопросы: «Есть ли поддержка для водителей с нарушениями слуха?», «Как выбрать, в какой таксопарк трудоустроиться?», «Каким может быть доход?». Отдельно выделен специализированных таксопарков, которые работают только с глухими водителями. А чтобы было проще воспринимать информацию, лендинг по онбордингу переведён на русский жестовый язык (РЖЯ).
Принимая инклюзивный подход, мы заведомо говорим о том, что мир устроен сложно, а люди — не стандартные винтики. Жить в таком мире не просто, но он полон фантастических возможностей и разнообразия. Инклюзивность — это вопрос культуры восприятия других людей и зрелости социума. Переход к такому состоянию не происходит молниеносно. Общество в целом, работодателей и работников нужно воспитывать. Этому помогут истории успеха и достижений людей с инвалидностью. Рассказы о выгодах, которую получили работодатели от трудоустройства соискателей с ОВЗ. Так шаг за шагом мы сможем изменить социум, и каждый человек с инвалидностью получит возможность трудиться и быть нужным.
По данным опроса Яндекс Go, проведённого осенью 2023 года, 70% водителей с нарушениями слуха назвали работу в такси своей первой занятостью. Они очень заинтересованы в сотрудничестве с сервисом, у них высокая мотивация. Во-первых, гибкий график. Это важно для тех, у кого семья и маленькие дети — отвезти в садик, забрать из школы. Во-вторых, заработок. Людям с нарушением слуха сложнее найти постоянный доход, который бы позволял содержать и себя, и семью.
Я сама составляю свой рабочий график и могу выходить на смену, когда мне удобно. Мне нравится ощущать свою независимость.