Шорт-лист: объявлены финалисты Премии HR-бренд 2024
Есть награды, которые формируют стандарты. Премия HR-бренд — одна из них. В деловом сообществе её называют «HR-Оскаром», и не без причины. Здесь чествуют компании, формирующие среду, в которой хочется работать и строить карьеру.
Финалисты Премии — визионеры, определяющие будущее HR в стране. Они задают вектор для всей индустрии. В этом году конкуренция была острее, чем когда-либо: 137 проектов и сильные решения на рынке.

В 2024 году фокус был на проектах, связанных с практиками удержания персонала, повышением вовлечённости сотрудников и внедрением современных ИТ-технологий и ИИ-инструментов в HR-процессы. В отличие от предыдущих лет, проекты, связанные с well-being-практиками, адаптацией и обучением сотрудников, номинанты стали реже выбирать для участия в конкурсе. Одним из критериев оценки проектов Премии HR-бренд экспертами является современность методов реализации проекта участниками, а темы адаптации, обучения и well-being становятся «гигиеническим минимумом» хорошего работодателя.

В прошлом году кейс СИБУРа стал настоящим прорывом, он существенно повлиял на рынок. СИБУР разработал нейросеть «Менделеев», чтобы укрепить технологичный образ компании, повысить узнаваемость бренда работодателя, сделать процесс найма более быстрым и удобным. Многие компании, вдохновлённые успехом СИБУРа, активно подхватили этот тренд и начали разрабатывать собственные решения, адаптируя их под специфику своего бизнеса и корпоративной культуры. Это привело к заметному росту инвестиций в ИИ-разработки для HR, появлению новых поставщиков решений и в целом к ускорению цифровизации HR-функции в России.
Ярким акцентом текущего сезона конкурса стали коммуникационные проекты: компании-номинанты выходили как во внешний контур, привлекая соискателей, так и выстраивали коммуникации внутри организаций с помощью нестандартных инструментов, ярких образов, показывая возможности для роста, развития и диалога с работодателем.

Неизменно высоким остаётся качество подготовки проектов номинантов Премии HR-бренд — экспертный совет конкурса отметил тщательную проработку кейсов, логичность и креатив команд конкурсантов. Выбирать финалистов в этом году было ещё сложнее, чем раньше: всего 55 из 137 проектов! В некоторых номинациях конкурс составил три проекта на место в финальной таблице.
Разбираемся, какие идеи и стратегии вывели финалистов Премии в лидеры.
HR-рынок — 2024: какие задачи решали работодатели
Современный рынок труда сместил фокус с интенсивного поиска специалистов на удержание талантов. Компании, которые делают ставку на развитие, вовлечённость и заботу, получают результат.
Финалисты Премии HR-бренд 2024 создали экосистемы, где профессионалы выбирают рост и долгосрочное развитие, а не разовые карьерные выгоды. Вот на чём фокусировались работодатели в прошлом году:
• Ставка на потенциал — работодатели не ищут идеальных кандидатов, а развивают своих специалистов, закрывая вакансии за счёт внутреннего роста.
• Прозрачные карьерные треки — форматы вроде «ждём, когда вырастешь» больше не работают, теперь важно показывать чёткие перспективы.
• Гибкие мотивационные модели — KPI, ориентированные на результат, а не на отработанные часы.
• Осознанная забота о сотрудниках — корпоративные программы ментального здоровья, гибкие условия труда и культура, которая формирует чувство принадлежности.

В каком направлении развивается корпоративная культура? В направлении изучения ядер корпоративной культуры, изучения потребностей персонала в этих ядрах и выявления точек формирования лояльности.
Почему компании вкладываются в заботу о сотрудниках? Привлекать дорого, а удерживать — нужно. Плюс видимость бренда через программы заботы и благополучия равняется короткому пути к лояльности сотрудников и кандидатов.

Тема удержания людей получила естественное развитие за последние пару-тройку лет на фоне жесточайшего дефицита. Если последние два года мы наблюдали тренд «как опознать своих, осмотреться и жить дальше», то в этом году мы видим уже конкретные кейсы очень вдумчивого и системного подхода к развитию лидеров, команд, выявлению и поддержке высокопотенциальных сотрудников с прицелом на их рост внутри компании.

При серьёзно растущих расходах на ФОТ постоянно повышать заработную плату бизнес не может, значит, нужно тщательнее исследовать свои целевые аудитории кандидатов, экспериментировать с каналами и форматами привлечения, повышать уровень управленческих навыков руководителей, растить экспертность внутри компании, создавать возможности для горизонтального и вертикального роста сотрудников.
Также вновь актуальным стало формирование внешнего кадрового резерва, с которым потенциальный работодатель поддерживает тёплые отношения на расстоянии, чтобы сделать наилучшее предложение о работе в подходящий момент.
Ещё осознаннее стала вестись работа с бывшими сотрудниками, так как зачастую хорошо ушедший ранее и лояльный сотрудник приносит бизнесу свой новый опыт и знания, экономя работодателю затраты на адаптацию и обучение.

Какими должны быть успешные HR-бренд-проекты? Я выделяю несколько критериев:
• Эффективность. Меняют HR- и бизнес-метрики, влияют на продажи.
• Актуальность. Решают трендовые HR-задачи.
• Технологичность. Используют современные технологии, не просто автоматизацию процессов, а ИИ.
• Масштабность и влиятельность. Влияют не только на компанию, но и на профессию, индустрию, регион.
• Виральность. Имеют яркий брендинг и цепляющие коммуникации, которыми хочется делиться.
Финалисты-2024: кто они?
Эти компании доказали: правильная работа с людьми — это конкурентное преимущество.
МИР • Группа «Черкизово» • Ozon • ВкусВилл • Т-Банк • «Русский Краб» Федерация Гранд • ПАО «Газпром нефть» • ООО «СТД «Петрович» • Спортмастер • МегаФон • АШАН Ритейл Россия • Яндекс • Т-Банк • «Норникель» • Х5 Доставка Столица • Свободные Технологии Инжиниринг • ГК «Гранель» • Группа компаний Агама • Нефтьмагистраль • Realweb • КРОК • ОТП Банк |
Регион • Курский Электроаппаратный Завод • БурСервис • iFCM • ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» • «БАРС Груп» • Тензор • ОМК • «Норникель» • ЯТЭК • Группа НЛМК Федерация • ТЛК-Групп • Группа компаний «Ренна» • ВЛАДИС • АВС-электро • ПартКом • «Филип Моррис Интернэшнл» в России • Островок • Софтлайн Решения • D Innovate Group • АО Банк «ДОМ.РФ» Северная столица • «Свеза» • ООО Пивоваренная компания «Балтика» • Эльба Мебель • SkyNet • Аэропорт Пулково Малый бизнес • АЛРУД • ГлавПро Федеральный институт повышения квалификации • Монтранс • СОВРЕМЕННИК • Специализированный застройщик BM GROUP Development • Технологии надежности • makelove • OptiTeam Consulting • SENSE |

Традиционно сильные номинации — «Мир», «Федерация Гранд» и «Регион», куда подают свои проекты номинанты — лидеры по степени зрелости HR-процессов и инвестициям в работу с персоналом, те, кто системно долгие годы выстраивал работу с брендом работодателя внутри и снаружи организации. 2024 год не стал исключением: по оценке экспертов, выбирать финалистов этих номинаций было сложно, хотелось отдать голосов больше, чем было возможно по протоколу.

Чаще всего в заявках встречались проекты, направленные на работу с молодежью и продвижение специфических производственных профессий.
В номинации «Регион» прослеживается прекрасная тенденция привлечения внимания не только к самому региону, но и к федеральной повестке поддержки развития регионов, обеспечению населения нужными и востребованными рабочими местами, а также повышению привлекательности профессиональной деятельности.
Второй год подряд впечатляет количеством поданных проектов номинация «Малый бизнес» — 20 компаний в этом сезоне показали свои лучшие практики.
Интересно, что среди них прослеживаются те же тренды, что и у больших корпораций: и яркие коммуникации, и привлечение «бывших», и проекты с использованием ИИ-инструментов в HR-процессах! Для нас это сигнал о том, что вне зависимости от размера компании конкуренция за персонал настолько острая, что стимулирует применять разнообразные инструменты и креативные подходы компании любых размеров, а решения доступны игрокам с небольшими бюджетами, главное — чётко поставленные цели, профессионализм и изобретательность.

Что больше всего впечатлило в кейсах этого года?
• Проникновение ИИ. Всё больше компаний используют искусственный интеллект в HR-задачах. И если в прошлом году все только знакомились с этими инструментами и было ощущение хайпа, то в этом году проекты уже более проработанные.
• Новые аудитории. Продолжает расти количество проектов по привлечению на работу подростков 14–15 лет. Это очень интересные инициативы, где соединяются задачи бренда работодателя, профориентации и получения лояльных сотрудников надолго.
• Забота о сотрудниках. Дефицит на рынке труда мотивирует работодателей искать новые способы мотивации, чтобы сохранять сотрудников. Например, есть проект по долгосрочной материальной мотивации сотрудников с использованием цифровых токенов.
• Поиск смыслов. Продолжает своё развитие тема смыслов в работе. Люди не хотят просто занятости и денег. Они хотят понимать, как влияют на бизнес и жизнь людей. Тема супергероев опять актуальна. Например, курьер — супергерой, который помогает сохранять самое дорогое, наше время.

Своими нестандартными подходами к решению глобальных местных проблем радуют региональные компании. Они налаживают жизнь и создают возможности, чтобы оставаться, трудиться «там, где родился». И эту миссию на себя берут крупные промышленные предприятия, ориентируясь на долгосрочную перспективу и вкладываясь материально и экспертно.
Почему участие в Премии — это шанс для HR и бизнеса
Подготовить проект на конкурс HR-проектов — это несколько месяцев работы целой команды: заполнить заявку, отточить формулировки совместно с консультантом, подготовить презентацию, снять видеоролик о проекте. Это напряжённая работа, совмещаемая с основной занятостью HR-специалистов компании.

Без серьёзной мотивации делиться своими знаниями и открытиями со всем HR-сообществом вряд ли кто-то пойдёт аккумулировать собственный опыт работы и упаковывать его в проект на Премию HR-бренд. Тем более ценен каждый поданный на конкурс проект, вне зависимости от того, вышел он в финал или нет, HR-команды конкурсантов — труженики, наши герои, которые своими практиками помогают развивать индустрию в целом.
Попасть же в шорт-лист Премии — уже победа. Вот что это даёт компаниям:
• Значок финалиста на hh.ru — дополнительный плюс к бренду работодателя. Знак свидетельствует, что компания сознательно ставит в фокус внимания свою привлекательность для кандидатов и сотрудников, а значит — выстраивает HR-процессы, внедряет лучшие практики и заботится о людях.
Мы знаем, что 95% кандидатов, прежде чем откликнуться на вакансию, проверяют отзывы о компании, изучают её репутацию на рынке труда. Такой значок вызывает доверие у соискателей. Желание откликнуться на вакансию «приличного» работодателя значительно больше, а это приводит в итоге к увеличению воронки кандидатов и снижению стоимости отклика.
• Признание в сообществе — сильные проекты становятся кейсами, на которые ориентируются.
• Обмен опытом — лучшие практики вдохновляют и помогают находить новые решения.
Многие номинанты говорят, что опыт участия в конкурсе помог им самим посмотреть на результаты своей работы глазами экспертов, найти метрики и инструменты, измеряющие эффективность проекта, обнаружить более глубокие зоны влияния проекта на компанию и сотрудников, чем они полагали изначально. «Вынуть» из себя то, что делаешь каждый день на работе, и оформить в конкурсный проект — это отдельная компетенция, и участие в Премии HR-бренд очень здорово помогает её развивать.
Победители прошлых лет подтверждают: участие в Премии — не формальность, а шаг к тому, чтобы стать сильнее как работодатель.
Финал скоро. Мы ждём его вместе
Кто заберёт статуэтки в этом году — узнаем в мае на торжественной церемонии, которая станет главным HR-событием года.
А пока поздравляем финалистов! Ваши проекты уже стали знаковыми.

Возьмите от этой ситуации максимум: вы уже привлекли внимание к себе, к своей компании, к своему кейсу. Знакомьтесь с такими же финалистами, как вы, обменивайтесь с ними опытом, знакомьтесь с членами экспертного совета и жюри и просите обратную связь по своей заявке. Это может помочь как в развитии этого проекта в будущем, так и в других идеях, кейсах и проектах. Сильные эйчары могут много дать друг другу.

Изучайте потребности бизнеса, глубже анализируйте ценность, которую HR-проекты могут принести как бизнесу, так и обществу. Желаю брендам становиться и оставаться бенчмарками!

Желаю вам успешно масштабировать свои проекты, делиться опытом и создавать новые стандарты качества в работе с командами. Пусть ваши кейсы станут не только источником вдохновения для других компаний, но и катализатором для повышения общего уровня зрелости HR-функции в России. Удачи в финале!

Мы желаем всем HR-командам продолжать развиваться, экспериментировать, внедрять технологии в HR-процессы, вдохновляться опытом и поддержкой друг друга, а мы со своей стороны будем снабжать вас необходимыми инструментами, сопровождать словами благодарности и признания за вашу ежедневную и такую важную работу!
Абсолютно всех номинантов и финалистов будем счастливы увидеть 29 мая на красной ковровой дорожке в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, чтобы вместе узнать, кто же получит заветные статуэтки Премии HR-бренд 2024.